Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» признана одной из лучших в России. Каждый год там росло количество резидентов и рабочих мест.
Во всероссийском распределении труда промышленность Северной столицы дает всего 2,9 %, но по некоторым видам производств (космическая техника, крупные электромашины, авионика) вклад города впечатляющий. Однако широкая читающая публика вряд ли об этом знает, а потому и вряд ли ценит. Об этом говорили в Доме журналиста на встрече дискуссионного клуба "Санкт-Петербург: наука и промышленность".
"Наша пресса не способствует притоку иностранных инвестиций в город. Пишет обо всем тупо и односторонне". С такой фразой в рубрике "Цитата дня" вышла лет двадцать назад городская деловая газета. Автор категоричного высказывания Александр Ходачек, нынешний президент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, считает, что с тех пор "пресса стала образованнее, правильно ставит вопросы".
Однако питерская промышленность — не то, чем живо интересуется среднестатистический читатель. "Про заводы" неинтересно. Казалось бы, ну и что. Но Юрий Светов, сопредседатель петербургской коллегии Большого жюри Союза журналистов России, уверен: во многом и поэтому работа на заводе стала несколько десятилетий назад как бы признаком жизненной неудачи.
30 лет назад Светов, тогда старший научный сотрудник института Академии наук, стал заведующим корпунктом федеральной газеты в Петербурге и "наблюдал процесс преобразования Ленинграда в Петербург":
— У правительства была идея: промышленность — "проклятье Ленинграда", которого не должно быть в Петербурге. Это обуза: Петербург должен быть культурной столицей, научной, банковской и так далее. Тогда начались проекты по выводу предприятий из города.
По воспоминаниям Юрия Светова, пресса страстно писала об этих процессах, попутно создавая образ людей, работающих на заводах, как этакой "понаехавшей лимиты".
Разрушить некоторые ценности в общественном сознании — проще, чем вновь их утвердить, сетует Светов.
Он составляет справочник "Кто есть кто в Петербурге", поэтому отслеживает сведения о госнаградах. Новость, что наградили такого‑то артиста, разлетится по всем СМИ. Награждение директора предприятия, конструктора, инженера, рабочего — вряд ли будет замечено.
При этом бюджет в уходящем году превысил планку 1 трлн рублей (эту цель Петербург ставил себе на 2024‑й), и существенный вклад в доходную часть бюджета вносит реальный сектор экономики, особенно промышленность и наука, говорит Александр Ходачек.
— Петербург традиционно был центром инноваций. Цикл "исследование — разработки — внедрение" всегда был характерен для ленинградских, а потом петербургских предприятий, — приводит примеры ученый. — Сейчас большое внимание уделяется ранней специализации. Около 40 школ получили оборудование на научно-технические лаборатории, и за этим стоят конкретные предприятия, научно-исследовательские и проектные организации. Увеличивается количество предприятий, которые создают в вузах свои базовые кафедры, приглашают на практику, создают лаборатории, где студенты занимаются проектной деятельностью уже со второго курса.
Есть документ, который регулирует промышленную политику города, он так и называется "Промышленная политика Санкт-Петербурга". Прописан до 2025 года, это часть Стратегии социально-экономического развития Петербурга. Документ проходил общественные обсуждения, в том числе с бизнесом.
— Но бизнесу приходится переводить подобные документы с чиновничьего "на русский", — признает Екатерина Лебедева, вице-президент союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата".
Без такого "перевода" неудивительно, что бизнес, промышленность не всегда знают, как воспользоваться мерами господдержки (от льготных ставок по кредитам до налоговых льгот), которые специально для них разработаны.
На предприятиях хотя бы есть специалисты, способные понять головоломные документы, а индивидуальный предприниматель вполне может и не узнать, что была возможность получить льготу. Или санкции: компания, попавшая в "черный" список, может доказать, что не выполнила контракт из‑за санкций, а как быть маленькому магазинчику, который был где‑то в самом конце цепочки поставщиков, напрямую с зарубежными фирмами не работал, но от санкций пострадал?
Переводить формальные документы "на русский", популяризировать их — вполне себе достойное занятие для СМИ.
Но в городской прессе подобных рубрик практически нет.
— В Петербурге почти не осталось узкопрофильных изданий, — говорит Анжелика Гурская, председатель петербургского Совета по печатным СМИ, директор Северо-Западного филиала "Российской газеты". — Поэтому научному и бизнес-сообществу приходится ориентироваться на потребности читателей универсальных изданий. Мы пишем те материалы, которые способен осилить среднестатистический читатель. Из вала новостей, которые готовы предложить журналистам бизнес и научное сообщество, редакция выберет самую хайповую тему.
Гурская приводит пример: одно из заседаний дискуссионного клуба было посвящено
генетике, пресса растиражировала слова одного из участников: "Стейк — это трава. Просто переработанная коровой в мясо". Генетики несколько поморщились от такого допущения — зато народ заинтересовался и прочитал про достижения ученых.
— Развитие новой геномной медицины невозможно без участия пациента. А это значит, что мы тратим сейчас огромные силы на информирование населения, — комментирует Валентина Ларионова, президент Ассоциации специалистов в области молекулярной медицины, медицинской и лабораторной генетики.
Еще одна проблема — что и "среднестатистический журналист" теперь во многом — универсал: пишет сегодня о балете, завтра о газовых турбинах, послезавтра про научное открытие. У него нет возможности постоянно наращивать тот необходимый пласт информации, который делает из него специалиста в конкретной теме.
Как говорит Олег Глотов, заведующий НИО экспериментальной медицинской вирусологии, молекулярной генетики и биобанкинга Института детских инфекций, есть достижения, есть и специалисты, готовые о них рассказать, — но не всегда хватает журналистов, способных это корректно и компетентно транслировать. Впрочем, в СПбГУ открылась магистратура "Научно-популярная журналистика". Конкурс очень высокий, говорит директор института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ Анатолий Пую.
Анжелика Гурская уверена: на освещение "промышленных" и "научных" тем необходим госзаказ — в том смысле, что такие материалы обязательно должны появляться в СМИ.
— Это могла бы быть определенная информационная политика со стороны города, — согласен Александр Ходачек.
Юрий Светов приводит аналогию: Голливуд тратит огромные деньги на раскрутку своей продукции, вообще‑то и так популярной.
…Это заседание дискуссионного клуба было восьмым и заключительным в рамках проекта по гранту Фонда президентских грантов. На встречах обсуждались созданные в России и конкретно в Петербурге электротехнические технологии и интеллектуальные энергосистемы; достижения в генетике, персонализированной медицине и создании новых функциональных продуктов питания; разворот на новые рынки, в том числе Китай; разработки в сфере квантовых технологий, Интернета вещей и искусственного интеллекта; высокотехнологичные производства. Как отметил один из постоянных модераторов дискуссионного клуба Александр Селезнев, член правления СПб отделения Союза журналистов России, член правления Всемирного клуба петербуржцев, у проекта оказалась и образовательная функция: на встречи приходили начинающие журналисты. (Источник: nevsky70.ru)